Сказка как средство развития речи

Сказка как средство развития речи

Все родители знают о том, что приобщение к сказкам – это отличный способ развивать воображение ребенка. Однако на этом возможности детской литературы вовсе не исчерпываются: сказочные персонажи и образы крайне благотворно сказываются на формировании правильной речи малыша. Во время знакомства с увлекательными историями маленький человечек обогащает свой словарный запас, учится выстраивать связные диалоги, делает логические выводы и обращает внимание на эмоциональную сторону бесед.

Рассмотрим 4 эффективных приема «сказочного воспитания», которые находят позитивное отражение в речевом развитии.

  • Формулируем вопросы

Пребывая в возрасте «почемучки», малыш не устает обращаться к мудрым взрослым с насущными вопросами. И, хотя этот словесный поток бывает поистине неиссякаем, ему все же требуются дополнительные навыки в построении вопросительных фраз — выходя за рамки бытового общения, ребенок наверняка столкнется с затруднениями.  Какой вопрос можно задать, к примеру, Золушке? Казалось бы, простая задача, но неопытное чадо она, скорее всего, поставит в тупик. Возьмите на заметку такой метод: прочитав сказку, обязательно формулируйте вопросы в адрес нескольких персонажей. Для начала можно действовать сообща, но со временем инициатива должна перейти на сторону маленького слушателя.

  • Придумываем заголовки

Еще один проверенный способ развития речи – сочинение новых названий для знаменитых сказок. Например, небезызвестный «Теремок» можно окрестить «Избушкой для зверушек» или «Домиком дружбы». Не стоит бояться сложных и нетипичных заглавий: главное – дать волю фантазии и словесному воображению.

  • Пишем письма

Чтобы наглядно продемонстрировать возможности письменного общения, малыша следует подключать к написанию простейших писем, открыток и записок. И снова на помощь приходят сказочные герои: именно они становятся импровизированными
«получателями». Для начала установите связь между адресатом и типом посланий – распределите, кому стоит послать забавную СМС-ку, кому больше подойдет эмоциональное письмо, для кого предпочтительнее лаконичная телеграмма и т.п. На первых порах принимайте активное участие – подсказывайте содержание текста и исправляйте его стиль. Обязательно подводите итоги, декламируя написанное и обговаривая все недочеты.

  • Играем со словами

Данные упражнения призваны улучшать речевые навыки и логическое мышление малыша. Первым делом ребенку необходимо «извлечь» из текста сказки красивые / вежливые/ грустные слова. Затем переходим к составлению новых, обязательно сложных и забавных, словечек (к примеру, «пушистохвостая» белка).

Третий этап предполагает поиск «лишних» слов – тех, что выпадают из логического ряда. Например, ребенок должен исключать диких животных, оказавшихся в ряду домашних (курица – слон – собака – волк).

Написать

*

code