Воспитание у ребенка чувства достоинства

Воспитание у ребенка чувства достоинства

Как вести себя родителям, чтобы воспитать у ребёнка чувство собственного достоинства?
Дочка ваша мягкая, спокойная, послушная, но слишком податливая. Иногда кажется, что не сможет она за себя постоять. А любая сильная личность способна ее подавить. Как надо вести себя, чтобы воспитать чувство собственного достоинства, умение постоять за себя?
Каждому из нас приятно сознавать себя независимым и самостоятельным человеком. Однако, по мнению многих психологов, такая самооценка зачастую неверна. Многие люди, даже не отдавая себе в этом отчета, занимают пассивную жизненную позицию и всегда готовы подчиниться чужой инициативе.

  • Однако современный человек сталкивается с таким разнообразием внешних мнений, суждений и стилей, что сегодня практически невозможно добиться жизненного успеха за счет одного лишь подчинения. Наши детки вступают в эпоху, принадлежащую натурам творческим, инициативным, самостоятельным.
  • Конечно, наивно ожидать высокого уровня самосознания от дошкольника. Многому он подражает, немало принимает на веру, и это нормально, даже необходимо. Если хотите, приспособленчество — его жизненный стиль. Однако уже среди детей 5—7 лет наблюдаются достаточно явные индивидуальные различия. Родителей обычно не пугает, а даже удовлетворяет готовность ребенка во всем соглашаться со старшими и подчиняться им. Порой их настораживает, что ребенок «идет на поводу» у более бойких, активных сверстников, не имея своей позиции, легко принимая чужую. Действительно, со временем эта черта может закрепиться и привести к неблагоприятным для личности последствиям. Поэтому следует так организовать общение ребенка со сверстниками, а может быть, и с младшими детьми, чтобы он сумел продемонстрировать свои знания и умения, проявить инициативу в разговоре и в игре. С другой стороны, нежелательно ставить его в невыигрышные условия соревнования со сверстниками. Например, если ребенок не блещет музыкальными способностями, но по воле родителей занимается музыкой, то явное отставание от более способных товарищей убедит его в том, что он обречен на вторые роли. Планируя занятия своего ребенка, надо в большей мере учитывать его подлинные способности и склонности, чтобы, проявляя их, он обретал опыт успеха.
  • Опасно переусердствовать в формировании исполнительности и дисциплины. Родителям, видящим цель воспитания в послушании любой ценой, не надо удивляться, что либо их ждет столкновение с яростным бунтом, либо (в том случае, когда они одерживает «победу») у них вырастет безвольный и пассивный приспособленец.
  • Впрочем, одно может неожиданно перерасти в другое. Часто бывает, что послушный ребенок с наступлением подросткового возраста становится неуправляемым. Вместо привычного и столь милого иным родителям конформизма (пассивного принятия существующего порядка) на сцену выходит так называемый нонконоформиэм, т. е. стремление противостоять чужому мнению во что бы то ни стало, даже вопреки здравому смыслу. Но не надо, однако, считать, будто в пору пубертатного взрыва (период полового созревания) из конформиста вдруг «вылупилась» независимая личность. Привыкший подчиняться подросток просто меняет объект зависимости. Отвергая требования старших, он обычно бездумно следует нормам среды сверстников. А среда эта бывает разная, и навязываемые ею стереотипы поведения не всегда способствуют формированию полноценной личности.

В тех семьях, где ребенку постепенно, соразмерно его возможностям, предоставляется достаточная самостоятельность, где роль ребенка не переоценивают, но и не принижают, во-первых, не вырастают зависимые конформисты, а во-вторых, меньше вероятность бессмысленного подросткового бунта.

Написать

*

code